Твори Мартіністів

Картины Мира и Мартинизм как основа гармоничного восприятия Вселенной

Автор: Брат Аврелий

Выражение «Картина Мира» появилось относительно недавно, оно стало популярным лишь в середине XX века, когда ученый-антрополог Р. Редфинд определил ее как характерное для того или иного периода видение мироздания, представление членов общества о самих себе и о своих действиях, то есть о своей активности в окружающем мире.

Картина Мира формируется с одной стороны, как составная часть мировоззрения, а с другой стороны, на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

Картина Мира – это целостное миропонимание, синтезирующее знания на основе систематизирующего начала (научного принципа, идеи, религиозного догмата и т.д.), который определяет мировоззренческую установку человека, его ценностные поведенческие ориентиры. Картина Мира означает как бы зримый портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной, взглянув на которую, можно понять и увидеть связи действительности и свое место в ней. Она подразумевает понимание того, как устроен мир, какими законами он управляется, что лежит в его основе и как он развивается. Поэтому понятие «Картина Мира» занимает особое место в структуре естесствознания.

Картины Мира отводят человеку определенное место во Вселенной и помогают ему ориентироваться в Бытии. Они возникают как в рамках повседневной жизни, так и в ходе духовной деятельности человеческих обществ.

Картина Мира формируется как в сознании отдельного человека, так и в общественном сознании, что объясняет различные проекции мира в существующих картинах.

Различают религиозную, научную и философскую картины мира. Их принципиальные различия определяются двумя позициями:

  1. Основной проблемой, решаемой в каждой из указанных проблем мира
  2. Основными идеями, которые они предлагают для решения своей проблемы

Религиозная Картина Мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающих в результате обобщения и синтеза религиозного опыта людей. Религиозная Картина Мира исходит из различения бытия самого по себе и существования, то есть мира, обладающего бытием в силу его сотворенности.

Она обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего, земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир Божественного определяет людей и в физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт Религиозной Картины Мира – образ Бога (или Богов) как высшей инстанции реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.

Применительно к трем мировым религиям: буддизму, христианству и исламу, Религиозная Картина мира имеет свои особенности.

В христианстве (здесь более детально приводится христианство, потому как Мартинизм пребывает в согласии с выводами христианских теологов о Единстве Святой Троицы, Единства в Трех Лицах, Эманации и т.д.) положение о том, что Бог непрерывно правит миром является универсальным принципом христианской картины мира. Прилагаемый к космологии этот принцип приводит к идее мировой гармонии, к осмысленности происходящих в мире событий. Человеческая жизнь приобретает смысл лишь в согласованности с божественным провидением, а человеческая история – под знаком божественной благодати.

Христианская теология своим учением о трансцендентном Боге создает своеобразную религиозную Картину Мира, в которой находит свое воплощение теоцентризм. Внеприродный и личный характер Бога предполагает его рассмотрение в таких категориях, как воля и могущество. Из этого вытекает важнейшее положение христианского креационизма о сотворении мира не в силу необходимости, а по свободной воле Бога. Творение есть акт не природы Бога, а его благодати. Этим он отделяется от природы и выключается из ее причинной детерминации.

Таким образом, основная идея Религиозной Картины Мира – это Божественное творение мира и человека, а основная проблема Религиозной Картины Мира – это соотношение Бога и человека.

Научная Картина Мира – особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий.

Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, Научная Картина Мира существует как сложная структура, включающая в себя, в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук. Поэтому, в научной литературе встречается большое разнообразие типов картин мира: научная, наивная, художественная, концептуальная, языковая, причинно-механистическая, физическая, чувственно-пространственная, биологическая, духовно-культурная, этническая, метафизическая, философская и др. Картина мира отдельных наук, в свою очередь включает в себя соответствующие многочисленные концепции – определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие  в каждой отдельной науке.

Идея Научной Картины Мира – это идея о том, что мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам.

Проблема Научной Картины Мира – синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых частей знания в единое, логически непротиворечивое целое.

Философская Картина Мира возникла в середине первого тысячелетия до н.э. вместе с рассматривались в связи с идеей Разума. В философской картине мира человек возникновением философских учений классической поры. Мир и человек в философии изначально принципиально отличен от всего сущего, в частности от других живых существ, ибо ему присуще особое деятельное начало – Логос, разум.

Благодаря разуму человек способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.

Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношения человека и мира во всех ракурсах: онтологическом, познавательном, ценностном и деятельном. Именно поэтому философские картины мира имеют огромную разнообразность и непохожи друг на друга.

Их всегда объединяет между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоянная критичность. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.

Резюмируя вышеописанное, приходим к выводу, что идеи Философской Картины мира – это монизм, дуализм и плюрализм; диалектика и метафизика; эклектика; редукционизм; механицизм; вопрос об отношениях мышления к бытию. Основная проблема, которую необходимо решить – это соотношение мира и человека.

Важной частью философских учений являются эзотерические учения.

Эзотерика – это совокупность знаний, учений и практик, направленных на познание вещей. Эзотерические учения включают в себя информацию о мироздании, природе человека, его способностях, взаимодействии энергий и самопознании.

Под термином «эзотерический» понимают информацию, предназначенную только для посвященных, понятную лишь специалистам. Эзотерические знания передаются от «отца к сыну» или «от учителя к ученику».

Разбирая мнения и взгляды различных мыслителей, мы все время наталкиваемся на постепенные этапы, на последовательные стадии, через которые проходят все стороны духа без исключения. В ощущении пространства и времени, в образовании психических единиц мышления, в формах деятельности, в логике и математике, в формах сознания и познания – мы везде наталкиваемся на известные ступени, которые очевидно не могут быть обойдены и должны быть пройдены. Сопоставляя все вместе, мы видим, что этапы или стадии, или ступени разных областей эволюции одни и те же. Они соответствуют друг другу, все лежат параллельно.

Переходя на новую ступень ощущения пространства, данное существо тем самым приобретает новое мышление, новую логику, новую математику, новую форму действий, новую форму познания и даже новую мораль. И наоборот, приобретение новой логики или новой морали неизбежно приводит за собой проявление нового чувства пространства. Нельзя подняться на новую ступень в одной области без того, чтобы не подняться на соответствующие ступени во всех остальных. И мы видим четыре ступени (стадии) соответствующие: одномерному (состояние низшего животного), двумерному ( состояние высшего животного), трехмерному ( человек с ясным сознанием, пониманием, логикой) и четырехмерному ощущению пространства.

Эволюция всех остальных сторон души идет по той же лестнице.

Активное сознание человека, разделение на Я и не Я. Метагалактика конечных и постоянных чисел. Позитивная наука и дуалистический спиритуализм, разделение духа и материи. Чувство отдельности. Темнота в прошлом. Темнота в будущем. Нереальность настоящего. Мертвая Вселенная. Загадочность бытия.

Четвертая стадия – чувство четырехмерного пространства. Живая Вселенная. Космическое сознание. Реальность бесконечного. Чувство общения со всем. Единство всего. Новая мораль. Новая нравственность. Рождение сверхчеловека.

Тайная доктрина есть накопленная мудрость веков: безличие является основным представлением системы- вездесущая реальность безличная, ибо она заключает все и вся. Вселенная есть периодическое проявление этой неизвестной абсолютной сущности; все в этой Вселенной, во всех ее Царствах обладает сознанием; Вселенная вырабатывается и устремлена изнутри снаружу.

Мартинес де Паскуалис в «Трактате о реинтеграции существ» писал, что Мартинизм, подобно другим эзотерическим доктринам, использует экзотерические термины, чтобы сделать более доступными для понимания непосвященных тончайшие и чистейшие эзотерические понятия, так как иначе их было бы невозможно разъяснить.

Мартинизм относится к Западной Традиции, и совершенно особенным образом относится к Христианству.

Касательно Первопричины или Бога, Мартинизм пребывает в согласии с выводами Христианских теологов, а также еврейских каббалистов. Имеется ввиду Святая Троица, Единство в Трех Лицах, Эманации и так далее. Тем не менее, от этих доктрин Мартинизм отличен тем, что имеет связь и с Гностицизмом, так как утверждает равнозначность веры и знания, и постулирует, что Божественная Благодать, дабы быть более результативной должна находить свое выражение в действиях, свободе и уме человека.

Именно по этой причине, Мартинес де Паскуалис поставил доктрину своей школы над Иудейскими и Христианскими экзотерическими концепциями.

Таким образом, Мартинизм опирается на Три Колонны: Религиозная Картина Мира, Философская Картина Мира и Научная Картина Мира, согласно постулату доктрины Мартинизма о результативности Божественной Благодати, выраженной в действиях, свободе и уме человека, так как утверждает равнозначность веры и знания, и создает для них единый смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ Вселенной.

В Картине Мира Мартинизма, благодаря плюрализму мнений, который опирается на свободу Воли, гармонично взаимосвязаны воплощение божественной гармонии, система логически взаимосвязанных законов и первосущее.

21.06.2018

Frere Aurelius, Ordre Martiniste, Poltava

Список используемой литературы:

  1. Сар Аурифер «Доктрина»
  2. В. Волков «Философия: основные понятия, категории, термины»
  3. Л.Е. Балашов «Философия»
  4. И.Т. Фролов «Введение в философию»
  5. А.Г. Спиркин «Философия»
Previous ArticleNext Article

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *